ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ СЕРДЕЧНОГО РИТМА ПРИ ИШЕМИЧЕСКОМ ИНСУЛЬТЕ

Автор
Фонякин, А. В., Гераскина, Л. А., Домашенко, М. А.

Номера и рубрики
ВА-N35 - Приложение от 28/05/2004, стр. 95 /.. Материалы конференций


Вариабельность сердечного ритма (ВСР) на протяжении последних десятилетий является предметом повышенного интереса кардиологов. Были выявлены существенные взаимосвязи между состоянием вегетативной нервной системой (ВНС) и смертностью от сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ), включая внезапную смерть (ВС). Установлено также, что поражение определенных мозговых структур сопровождается нарушением сердечно-сосудистой автономной регуляции, которое проявляется снижением ВСР. В свою очередь, стойко сохраняющаяся автономная постинсультная кардиальная недостаточность сопряжена с увеличением риска сердечных аритмий и ВС. Существующие противоречия относительно влияния поражения различных мозговых структур на показатели ВСР, стойкость этих влияний по окончании острого периода определяют актуальность продолжения исследований в данном направлении.

Целью работы явилось изучение динамики основных параметров ВСР в зависимости от локализации и размера очагового поражения головного мозга у больных в течение острого периода ИИ.

Материал и методы исследования. Обследовано 19 больных. Средний возраст составил 62,4±8,5 лет. Всем больным проведено полное неврологическое клинико-инструментальное обследование, включая компьютерную томографию (КТ) головы. Кардиологическое обследование включало проведение всем больным ЭКГ, трансторакальной эхокардиографии и холтеровского мониторирования (ХМ) ЭКГ («Кардиотехника-4000», «Инкарт» Санкт-Петербург) с прицельным изучением стандартного отклонения NN интервалов (SDNN), мощности низких частот (LF) и высоких частот (HF) за все сутки. Исследование ВСР проводилось дважды: в острейшем периоде инсульта (1-5 сутки) и по окончании острого периода (21 сутки). В зависимости от динамики SDNN больные были распределены в 2 группы, сопоставимые по возрасту и полу. В 1 группе (n=10) ВСР не изменялась или отмечалась тенденция к увеличению параметров. Во 2 группе (n=9) наблюдалось некоторое ухудшение показателей ВСР. Средние значения параметров ВСР приведены в табл. 1 в виде медианы (верхний; нижний квартиль).

Таблица 1. Средние значения параметров ВСР.

Группы

1-5 сутки после развития инсульта

21 сутки после развития инсульта

SDNN

LF

HF

SDNN

LF

HF

1

85 (74; 90)

170 (84; 367)

43 (20; 62)

109 (92; 120)

184 (106; 412)

41 (27; 66)

2

130 (90; 133)

419 (239; 1054)

148 (67; 243)

118 (89; 140)

171 (130; 424)

37 (35; 82)

Полученные результаты. В 1 группе больных по сравнению со 2 группой ишемическое поражение чаще локализовалось в каротидной системе: 80% и 66% больных соответственно. Размер ишемических очагов у 50% больных 1 группы соответствовал большому или среднему. При этом у 60% пациентов в острой фазе ИИ отмечались КТ-признаки объемного воздействия. Напротив, во 2 группе у всех больных размер очага был малым и отсутствовали признаки объемного воздействия. Положительная динамика ВСР в 1 группе была незначительной, значения при этом по-прежнему оставались на сниженном уровне (см. табл. 1). Во 2 группе показатели ВСР в остром периоде были сохранны, однако через 3 недели уменьшались и становились сопоставимыми с аналогичными параметрами 1 группы.

Заключение. В острейшем периоде ИИ у больных с преимущественным поражением каротидного бассейна с образованием больших и средних по размеру очагов с признаками объемного воздействия отмечается стойкое нарушение сердечно-сосудистой автономной регуляции. У больных с малыми по размеру ишемическими очагами вне зависимости от локализации появление автономной дизрегуляции проявляется замедленно лишь к концу острого периода. Таким образом, нарушение ВСР при ИИ наблюдается у большинства больных. Темпы развития автономной дизрегуляции напрямую зависят от объема очагового поражения головного мозга и носят стойкий характер на протяжении всего острого периода ИИ.