Автор Алексеев, С. А., Суворова, Т. В., Зайцев, Д. Н., Горбунов, В. В., Говорин, А. В. | Номера и рубрики ВА-N35 - Приложение от 28/05/2004, стр. 28 /.. Материалы конференций |
Одним из частых осложнений острой алкогольной интоксикации (ОАИ) является алкогольное поражение сердца (АПС), которое проявляется нарушениями ритма сердца (НРС). При этом наиболее опасными в плане развития внезапной смерти считаются желудочковые аритмии (ЖА). В настоящее время ведется поиск простых высокоинформативных методов, позволяющих прогнозировать неблагоприятный исход при данной патологии. В этой связи представляется интересным изучение показателей вариабельности ритма сердца (ВРС) у больных АПС с различными НРС.
Цель. Изучение спектральных и временных показателей ВРС у больных с желудочковыми и наджелудочковыми НРС при ОАИ.
Материал и методы. Обследовано 86 мужчин, из них 56 больных с ОАИ (пациенты с клинической картиной алкогольной комы и уровнем алкоголя в крови 3-5‰, в моче 3,5-6‰), контрольную группу составили 30 мужчин (здоровые лица). Возраст больных колебался от 20 до 35 лет и в среднем составил 26±5,4 лет. Всем больным кроме общеклинического исследования проводилось холтеровское мониторирование (ХМ) в течение суток при помощи мониторного комплекса «Astrocard» с изучением ряда спектральных (Tp, HF, LF, VLF, LF/HF) и временных (SDNN, рNN50, rMSSD) показателей ВРС.
Результаты исследования. Установлено, что у больных с ОАИ довольно часто (в 45% случаев) диагностируется острое АПС, клинически проявляющееся неприятными ощущениями в области сердца, приступами учащенного сердцебиения, перебоями в работе сердца. При инструментальном обследовании у них были выявлены следующие НРС: у 19 пациентов зарегистрированы частые наджелудочковые экстрасистолы, пароксизмы наджелудочковой тахикардии и фибрилляции предсердий; у 15 - желудочковые нарушения ритма 3-5 класса по классификации Lown. При изучении показателей ВРС было выявлено, что у больных с острым АПС, имеющих ЖА достоверно (p<0,05) снижены ряд спектральных (Tp, HF) и большинство временных (SDNN, pNN50, rMSSD) параметров по сравнению с аналогичными показателями пациентов без аритмий. У больных же с наджелудочковыми НРС и в группе пациентов без аритмий все составляющие ВРС достоверно не различались. Полученные данные свидетельствуют о том, что у пациентов с АПС зарегистрированные желудочковые НРС обусловлены выраженным нарушением вегетативного обеспечения сердечной деятельности, проявляющемся снижением большинства временных и спектральных показателей ВРС; в то же время, транзиторные ЖА могут выявляться при относительно благоприятном исходе АПС.
Выводы. Изучение ряда спектральных и временных показателей ВРС, оцененных по ХМ ЭКГ, у больных с ОАИ позволяет выделить категорию пациентов с высоким риском развития ЖА, что может способствовать своевременной коррекции проводимой терапии.