Ключевые слова гипертрофия левого желудочка, синокаротидный барорефлекс, кардиопульмональный барорефлекс | Key words left ventricular hypertrophy, sinocarotid baroreflex, cardiopulmonary baroreflex |
Аннотация Исследовано состояние синокаротидного и кардиопулъмоналъного барорецепторного рефлексов у 51 больного гипертонической болезнью с симметричной и асимметричной гипертрофией левого желудочка. | Annotation The state ofsinocamtid and cardiopulmonary baroreflexes was investigated in 51 patients with essential hypertension with symmetric and asymmetric left ventricular hypertrophy. |
Автор Петунин, С. Н., Зверев, O. Г., Зверев, Д. А., Шлойдо, Е. А., Меркулова, Н. К. | Номера и рубрики ВА-N21 от 28/03/2001, стр. 51-55 /.. Оригинальные исследования |
Нарушения диастолической функции левого желудочка (ЛЖ) оказывают воздействие на способность механорецепторов сердца тормозить эфферентную симпатическую активность [2, 18, 22, 36, 38, 50]. Состояние барорецепторного рефлекса является независимым фактором прогноза ряда сердечно-сосудистых заболеваний [4, 5, 13, 14, 15, 20, 21, 27, 28, 42,43, 44, 45, 49]. Гипертрофия ЛЖ при артериальной гипертензии сопровождается диастолической дисфункцией [6, 17, 19, 33, 35, 46] и влияет на прогноз артериальной гипертензии [3, 8,9,23,24,30, 31, 32,37,39, 52], риск развития сердечной недостаточности [7], желудочковых нарушений ритма сердца [25]. Различным вариантам геометрии ЛЖ свойственны и некоторые особенности внутрисердеч-ной и системной гемодинамики, состояния диастолической функции ЛЖ [16, 41, 51], а также особенности регионарной симпатической активности [26, 47]. Вопрос о влиянии геометрии ЛЖ на барорефлекторную регуляцию кровообращения не является решенным, несмотря на значительный интерес исследователей.
Целью настоящего исследования явилось изучение состояния барорефлекторной регуляции кровообращения у больных гипертонической болезнью с симметричной и асимметричной ГЛЖ.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследовано состояние барорефлекторого контроля ЧСС и регионарного сосудистого сопротивления у 51 больного гипертонической болезнью с симметричной (группа 1) и асимметричной (группа 2) гипертрофией ЛЖ (ГЛЖ). Первую группу составили 36 больных гипертонической болезнью с концентрической ГЛЖ (КГЛЖ) в возрасте 44±8 лет. Вторую группу составили 15 больных гипертонической болезнью с асимметричной ГЛЖ в возрасте 37±6 лет. Все вышеуказанные пациенты были обследованы по протоколу исследования, описанному ниже. Кроме того у 12 больных гипертонической болезнью с концентрической ГЛЖ и 9 пациентов с асимметричной ГЛЖ близкой половозрастной структуры группам 1 и 2 была определена концентрация норадреналина плазмы крови. ГЛЖ расценивалась как асимметричная при соотношении ТМЖП и ЗСЛЖ, определенном как индекс асимметрии, превышающем 1,3. Измерение полости ЛЖ, толщины межжелудочковой перегородки (ТМЖП), толщины задней стенки ЛЖ (ТЗСЛЖ), расчет массы миокарда ЛЖ (ММЛЖ) проводили по методу Devereux R et al. [10, 11]. ММЛЖ расценивалась как увеличенная, если ее величина у мужчин превышала 294 гр и 198 гр - у женщин [29].
У всех пациентов первой и второй групп производилась оценка состояния синокаротидного и кардио-пульмонального барорецепторных рефлексов.
Для тестирования синокаротидного барорецепторного рефлекса использовалась герметичная шейная барокамера [12] с меняющимся в ней давлением. Контроль давления в ресивере осуществляет автоматическая система слежения, управляющая работой компрессорных установок и электромагнитных распределителей. В момент начала активации механорецепторов открывался электромагнитный клапан и в барокамере менее, чем за 1 с создавалось установочное давление. В настоящем исследовании использовалось «отрицательное» давление величиной 40 мм.рт.ст. в течение 10 с, так как этот уровень декомпрессии, вызывая достоверные изменения регистрируемых показателей, не приводит к неприятным субъективным ощущениям у испытуемых. Оценка кардиохронотропного компонента депрессорного синокаротидного барорецепторного рефлекса (мс) производилась в течение первых 3 секунд от начала стимуляции.
При оценке состояния кардиопульмонального барорецепторного рефлекса применялась декомпрессион-ная барокамера В.А.Кравченко с созданием разряжения на нижние конечности [1]. Использовались уровни декомпрессии, не вызывавшие снижения АД. Измерение центрального венозного давления осуществлялось путем транскубитальной катетеризации правого предсердия. Снижение ЦВД осуществлялось до появления ва-зоконстрикторной реакции, оцениваемой по стойкому снижению кожно-мышечного кровотока в предплечье. Рефлекс оценивался по вазомоторной реакции в предплечье (методом венозной окклюзионной плетизмографии) при дозированном снижении ЦВД (ступенчатая декомпрессия нижних конечностей с шагом 5—10 мм.рт.ст.). Величины изменения кровотока (AQ, мл/мин/100 см3) и регионарного сосудистого сопротивления (ДРСС, усл.ед) оценивались при минимальном уровне снижения центрального венозного давления, вызывавшем ва-зоконстрикторную реакцию. Регионарное сосудистое сопротивление (РСС) рассчитывалось как отношение среднего АД к величине объемной скорости кожно-мы-шечного кровотока.
Определение концентрации норадреналина в плазме крови производили с помощью радиоэнзимного метода Peuler, Johnson [40], основанного на использовании изолированного препарата катехол-о-метилтранс-феразы (КОМТ), выделенного из печени крыс, для переноса радиоактивной метильной группы от S-аде-нозил-Ь-метионина (SAM) на эндогенные молекулы свободных форм катехоламинов с образованием радиоактивных дериватов. При этом катехоламины преобразовывались в метилированные соединения. В дальнейшем о-метилированные [3Н]-продукты энзи-матической реакции подвергались экстракции и выделению в очищенном виде, необходимом для сцинтилляционного счета. Радиометрирование осуществлялось на счетчике «Бета-1». Определение концентрации норадреналина плазмы крови производилось в параллельных пробах.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты базисных показателей центральной и периферической гемодинамики у больных гипертонической болезнью с симметричной и асимметричной ГЛЖ представлены в табл. 1. Нам не удалось обнаружить достоверных отличий в показателях центральной гемодинамики между исследованными группами. Так, величина общего периферического сосудистого сопротивления в 1 группе составила 2533±375 дин*с*см"5, а во второй исследованной группе данный показатель составил 2212±179 дин*с*см5 (р>0,05). Исследованные группы значимо не различались и по показателю ММЛЖ (табл. 1). Так величина данного показателя в первой группе больных составила 302±64, во второй - 252±31 г. Показатели диастолической функции ЛЖ, оцениваемые по соотношению пиков скорости раннего и позднего диастолического наполнения были снижены по отношению к нормативным значениям в обеих группах, но достоверно не различалась между собой, хотя у пациентов 2 группы имелась тенденция к снижению данного показателя. Изменений систолической функции ЛЖ, оцениваемой по показателю фракции выброса ЛЖ ни в одной из указанных групп обнаружено не было. Оценка концентрации катехоламинов в плазме крови выявила тенденцию к снижению уровня норадреналина у пациентов с асимметричной ГЛЖ (286,4±18,4 пг/мл), по сравнению с больными гипертонической болезнью и с симметричной ГЛЖ (317,6±25,3 пг/мл), однако, эти различия не достигли уровня достоверности (р>0,05).
Синокаротидная стимуляция субатмосферным давлением (ДР=-40 мм.рт.ст.) в шейной барокамере у всех пациентов как первой, так и второй группы приводила к удлинению RR интервала в первом же сердечном цикле после начала воздействия. Наиболее выраженный отрицательный хронотропный эффект наблюдался в течение первых трех секунд стимуляции, после чего отмечалось постепенное «ускользание» бра-дикардии, несмотря на продолжающееся воздействие. Как и у лиц контрольной группы к 15—20 секунде от начала стимуляции достоверных различий в величинах исходного RR интервала и на фоне воздействия выявить не удавалось. Активация синокаротидных ме-ханорецепторов у лиц первой группы вызывала удлинение RR интервала на 58±7 мс, что было достоверно ниже аналогичного показателя контрольной группы, но не отличалась достоверно от показателя второй 1группы (ARR=64±12 мс)
Таким образом, у больных гипертонической болезнью с симметричной и асимметричной ГЛЖ не отмечается достоверных различий в величине барорефлектор-ного парасимпатического контроля частоты сердечных сокращений.
Ступенчатое снижение центрального венозного давления с помощью барокамеры локальной декомпрессии (деактивация кардиопульмональных барорецепто-ров) у всех пациентов обеих групп приводило к закономерной вазоконстрикторной реакции, определяемой по степени снижения кожно-мышчного кровотока в артериальных сосудах предплечья методом венозной окклюзи-онной плетизмографии. Величина изменения кожно-мы-шечного кровотока у пациентов первой группы (больные артериальной гипертензией с симметричной ГЛЖ) составила 5,7±0,5 у.е. Величина изменения регионарного сосудистого сопротивления во второй группе (больные артериальной гипертензией с асимметричной ГЛЖ) составила 9,0±1,7 у.е., что достоверно превышало значение в первой группе (р<0,05). Корреляционный анализ не позволил установить зависимости величины кардио-пульмонального барорецепторного рефлекса (как в единицах регионарного кровотока так и в единицах регионарного сосудистого сопротивления) от показателей ди-астолической функции ЛЖ, размеров левого предсердия.
Состояние кардиопульмонального барорецепторного рефлекса свидетельствует о степени сохранности механизма торможения симпатической активности, а состояние кардиохронотропного компонента отражает характер вагусного контроля частоты сердечных сокращений. При гипертонической болезни изменения баро-рефлекторного механизма регуляции кровообращения могут быть обусловлены как центральными влияниями, так и периферическими, связанными в первую очередь с особенностями функционирования механорецеп-торов в условиях гипертрофии ЛЖ и его диастоличес-кой дисфункции. В настоящей работе мы попытались оценить роль «периферических» факторов, оказывающих влияние на КПБР у больных гипертонической болезнью. Ранее в исследованиях нашей лаборатории было показано, что диастолическая дисфункция способна оказывать выраженное влияние на КПБР [2]. Настоящее исследование так же подтверждает эту гипотезу. Полученные результаты согласуются и с экспериментальными исследованиями: афферентная активность барорецеп-торов с немиелинизированными С-волокнами, участвующими в рефлекторном механизме может изменяется в зависимости от величины конечно-диастолического давления и его динамических характеристик [48].
Таким образом, у больных гипертонической болезнью и асимметричной ГЛЖ способность кардиопульмонального барорецепторного рефлекса тормозить эфферентную симпатическую активность выше, чем в группе больных гипертонической болезнью с симметричной ГЛЖ. Различий в барорефлекторном парасимпатическом контроле частоты сердечных сокращений между вышеуказанными группами пациентов не выявлено.
ЛИТЕРАТУРА