![]() | ![]() | Автор Макаров, Л. М. | ![]() | ![]() | Номера и рубрики ВА-N18 от 01/06/2000, стр. 29-30 /.. Материалы конференций |
Определение показаний к Холтеровскому мониторированию (ХМ) является предметом пристальных исследований с начала использования метода. Кроме основных медицинских аспектов, этот вопрос крайне актуален и для экономического обоснования оптимальности объемов обследования у больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Реально показания к проведению ХМ сегодня охватывают практически все категории детей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, поэтому необходимо дифференцирование актуальности исследования в различных группах больных.
Согласно международным стандартам (JACC 34; 1999), принципы построения клинических показаний к проведению ХМ и других видов амбулаторного мониторирования делятся на три класса: к I Классу относятся состояния при которых использование методики является очевидно необходимым для постановки правильного диагноза, назначения терапии и оценки ее эффективности. II Класс показаний подразумевает состояние применение методики может вызывать расхождение мнения специалистов в оправданности и эффективности ее применения. Данный Класс разделяется на два подкласса: IIa подразумевает большую предпочтительность, а IIb - менее явную необходимость ее применения. III Класс включает показания когда, согласно общему мнению специалистов, применения методики может достаточно мало добавить информации, влияющей на постановку диагноза, прогноз и тактику лечения больного, однако применение метода может быть оправданно в комплексе обследования конкретного больного. Как видно из приведенной классификации, данное разделение на классы достаточно условное, в некоторых случаях может носить субъективный характер. Однако оправданно ориентироваться на выделяемые классы показаний к исследованию для определения единых стандартов медицинского обследования в различных клиниках, что имеет не только клиническое, но большое экономическое значение. В практическом использовании, I класс показаний можно считать обязательным для выполнения в выделенных группах, II и III классы могут являться предметом обсуждения и принятия коллегиального решения специалистов, в зависимости от конкретного случая и/или технической оснащенности клиники. Ниже приведены рекомендации к проведению ХМ у детей, сформированные на основании последних (1999г) рекомендаций ведущих кардиологический организаций США (JACC, AHA, NASPE), длительного отечественного опыта проведения ХМ у детей.
I Класс
1. Обследование детей с высоким риском развития жизнеугрожающих сердечных аритмий и внезапной сердечной смерти:
1. Синкопе, предсинкопе или головокружения у больных с выявленной сердечной патологией, ранее документированной аритмией, искусственным водителем ритма или на фоне физической нагрузки.
2. Возникновение синкопе или предсинкопе на фоне приема препаратов с проаритмогенным эффектом.
3. Синкопе или предсинкопе, причина которых невыявлена другими методами.
4. Сердцебиение у больных оперированных по поводу врожденного порока сердца или с выраженной недостаточностью кровообращения.
5. Оценка эффективности антиаритмической терапии.
6. Определение показаний к имплантации искусственного водителя ритма.
II А Класс
1. Синкопе, предсинкопе или жалобы на частое сердцебиение в отсутствии выявленных сердечных заболеваний.
2. Оценка ритма сердца после назначения антиаритмических препаратов с высоким риском проаритмоген ного эффекта.
3. Асимптоматическая АВ блокада 2 степени.
4. Транзиторная АВ блокада 1 степени после хирургической коррекции врожденного порока сердца или катетерной радиочастотной аблации.
5. Оценка вариабельности ритма сердца у больных с кардиальной патологией.
6. Пароксизмальная суправентрикулярная тахикардия.
II В Класс
1. Оценка асимптоматических больных оперированных по поводу врожденного порока сердца, прежде всего с высокой степенью недостаточности кровообращения или аритмиями.
2. Дети младше 3 лет с любыми аритмиями.
3. Определение циркадного типа аритмий.
4. Больные с постоянной суправентрикулярной тахикардией.
5. Желудочковая экстрасистолия на ЭКГ покоя или стресс тесте.
6. Обследование детей из семей где регистрировались случаи внезапной смерти в молодом возрасте у родственников первой линии.
III Класс
1. Синкопе, предсинкопе некардиальной природы.
2. Боли в груди без выявленных заболеваний сердца.
3. Рутинное обследование детей занимающихся спортом.
4. Короткие сердцебиения без выявленных заболеваний сердца.
5. Асипмтоматический синдром Вольфа-Паркинсона-Уайта.
6. Оценка вариабельности ритма сердца у больных с некардиальной патологией .
7. Разработка схем индивидуальной хронотерапии у детей с аритмиями.
8. Обследование детей первого года жизни, перенесших очевидные жизнеугрожающие состояния.
Юридическое закрепление обеспечения дифференцированных показаний к ХМ в наибольшей степени способствует обеспечению прав больного на необходимый объем медицинской помощи и способствует гармонизации юридических и экономических отношений в здравоохранении.